«ЗЕЛЁНЫЕ»: законопроект о расширении полномочий общественных экологических инспекторов не должен остаться только на бумаге
Законопроект, расширяющий полномочия общественных экологических инспекторов, нуждается в доработке, считает лидер партии «ЗЕЛЁНЫЕ» Андрей Нагибин. Поправки, в частности, дают право общественным инспекторам присутствовать при выездном обследовании, участвовать в рассмотрении административных дел, обжаловать через прокуратуру или суд решения и действия государственных инспекторов. Однако без изменений специальных норм это может привести к правовой коллизии и заблокировать фактическую реализацию этих прав, комментирует Андрей Нагибин.
«Экоактивисты, неравнодушные к окружающей среде местные жители – важнейшее звено системы экологического контроля, они дают первичную информацию об экологических правонарушениях. О необходимости расширения их полномочий речь идет довольно давно», – заявил председатель партии «ЗЕЛЁНЫЕ» Андрей Нагибин.
Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды предложил ряд поправок в федеральный закон «Об охране окружающей среды». В частности, они предоставляют право общественным инспекторам присутствовать при выездном обследовании, участвовать в рассмотрении административных дел, обжаловать через прокуратуру или суд решения и действия государственных инспекторов, сокращают сроки информирования о результатах рассмотрения материалов до 10 дней.
«Нормы законодательства об охране окружающей среды не могут изменять или дополнять законодательно установленные процессуальные процедуры. Приоритетом обладает специальная норма, – комментирует Андрей Нагибин. – Соответственно, если аналогичные изменения не будут внесены в КоАП, законы о рассмотрении обращений граждан, о защите юридических лиц в части порядка проведения проверок, эти полномочия могут остаться лишь на бумаге».
Одновременно эксперт отметил, что проектом предлагается конкретизировать, что общественные инспекторы могут оказывать содействие «органам, осуществляющим государственный экологический контроль (надзор), федеральный государственный лесной контроль (надзор)». Одно это изменение формулировки (а сейчас в законе написано «органам государственного надзора») может значительно сузить сферу деятельности общественных инспекторов. Дело в том, что на органы государственного экологического контроля также возложены функции надзора за рациональным использованием и охраной недр, охраной особо охраняемых природных территорий, обращением с животными, в том числе занесенными в Красную книгу.
Одновременно с расширением полномочий общественных инспекторов необходимо прописать нормы о ежегодном обучении и аттестации инспекторов, порядке исключения из числа общественных экологических инспекторов недобросовестных активистов, уверены российские зелёные.
«Чтобы не дискредитировать саму идею общественного экологического контроля, экоинспекторы должны строго придерживаться этического кодекса, не допуская появления в своей среде экотеррористов или превышения полномочий. Простой пример: право на ознакомление с материалами дела о правонарушениях в полном объёме не должно использоваться конкурирующими организациями», – подчеркнул Нагибин.
Он отметил, что работа общественных экологических инспекторов чрезвычайно важна и должна быть максимально прозрачной, эффективной и результативной.