Кто ответственен за отходы упаковки от торговли на маркет-плейсах и как их минимизировать

Интернет-торговля генерирует в 4,8 раза больше отходов, чем традиционная розница. Сегодня сопредседатель Российской экологической партии Сергей Шахматов принял участие в круглом столе Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по экологии и устойчивому развитию на тему «Онлайн-торговля – офлайн-отходы: ответственность маркетплейсов за отходы и упаковку».
Рынок электронной коммерции в России вырос до 11,3 триллионов рублей, на 37% к 2023 году. Его доля в совокупном розничном обороте увеличилась до 20% в 2024 году. При этом маркетплейсы производят в 4,8 раза больше отходов, чем традиционная розница из-за индивидуальной упаковки каждого отправления и дополнительной тары для доставки, а также за счет высокого показателя возвратов.
Сергей Шахматов предложил подойти к изменению системы комплексно, включая поправки не только в законодательство об отходах производства и потребления, но и в регулирование платформенной экономики, чтобы оставить маркетплейсам люфт во взаимодействии с поставщиками и пунктами выдачи заказов. Одновременно эксперт уточнил, что нагрузка не должна лечь на государство, поскольку сдача на утилизацию «премиального», чистого сырья с ПВЗ – это доходная часть.
Критически важным звеном изменений, по мнению эколога, должна стать стадартизация упаковки.
Шахматов подчеркнул, что действующая законодательная норма, когда экосбор платит производитель упаковки, а маркетплейс или любой продавец освобожден от него, провоцирует перепроизводство упаковки. В такой системе для производителя упаковки РОП – не фактор, ограничивающий производство, а просто допплатеж. Он замотивирован как можно больше упаковки продать в ритейл, а у маркетплейса нет стимулов сокращать упаковку. Рост количества упаковки также усиливается потребительским поведением молодежи, для которой доставка – это норма.