Антон Фадеев: Меняем законодательство о пестицидах во имя безопасности

22 октября 2024
Антон Фадеев: Меняем законодательство о пестицидах во имя безопасности

Эксперт Партии «ЗЕЛЁНЫЕ», руководитель Агентства плодородия Антон Фадеев о том, зачем менять закон о пестицидах, и кто должен контролировать их применение.

10 октября Российская экологическая партия «ЗЕЛЁНЫЕ» и Агентство плодородия – ведущий аналитический центр в сфере пестицидов и агрохимикатов – подписали соглашение о сотрудничестве. Необходимость такого сотрудничества по мнению экспертов продиктована катастрофической ситуацией, сложившейся в сфере оборота пестицидов и агрохимикатов. Зачастую потребители не владеют информацией об опасности вносимых веществ и мер предосторожности. При этом именно принцип безопасности вынесен в название профильного Федерального закона No 109-ФЗ «О безопасном обращении пестицидов и агрохимикатов». 

О том, как выйти из сложившейся ситуации мы поговорили с руководителем Агентства плодородия Антоном Фадеевым. 

Расскажите, кто сейчас ключевой участник процесса регистрации пестицидов и агрохимикатов? 

—Для регистрации пестицидов и агрохимикатов необходимо получить заключения о биологической эффективности, токсиколого-гигиенической и экологической оценке. 

Проводить испытания и выдавать заключения могут только организации допущенные Минсельхозом России. Порядок определен приказом ведомства, и он регулирует исключительно процесс рассмотрения заявления. Решение о допуске организаций принимается научно-технический совет Минсельхоза России (НТС). При этом фактически работа по допуску ведется не в «большом» НТС, а в секции земледелия и растениеводства. Принцип формирования секции не прозрачен. Но, к сожалению, в результате она на 90% состоит из представителей уже допущенных организаций. Таким образом, сформировано закрытое сообщество. 

Также, к сожалению, отсутствуют возможности контроля за деятельностью допущенных организаций и не созданы инструменты для исключения неблагонадежных, что тоже находится в ведении Минсельхоза России. 

По нашему мнению, ситуацию необходимо срочно исправлять, иначе может сложиться впечатление, что устранять нормативные пробелы ответственные за это ведомства не хотят преднамеренно, что создает возможность для продвижения отдельных интересов.  

Для устранения данной проблемы Минсельхозу России требуется выпустить всего 2 приказа. В одном следует определить порядок избрания, исключения и требования к членам НТС. А во втором – определить требования к организациям-претендентам, а также порядок осуществления периодической проверки их деятельности и условий для исключения из перечня допущенных. 

Но, к сожалению, за более чем 10 лет, с тех пор как Минсельхозу России получил эти полномочия, внимание к этой проблеме не было. Поэтому, мы, партия «ЗЕЛЁНЫЕ», хотим привлечь внимание соответствующих ведомств к проблеме, затрагивающей здоровье и жизнь каждого россиянина.  

Как эти организации проводят испытания? 

—Организация, допущенная Минсельхозом, готовит программу регистрационных испытаний. Программы позволяют регистранту оценить весь объем необходимых для регистрации испытаний и спрогнозировать сроки и бюджет на регистрацию. Нормами закона предусмотрено согласование программ в Минсельхозе России. 

Но сложилась практика, при которой испытания по определению биологической эффективности проходят только при наличии согласованных программ, а вот программы по токсиколого-гигиенической и экологической оценки согласовать в ведомстве почему-то не получается — там просто отказываются от согласования. В результате это создает возможность для признания проведенных испытаний недействительными. 

Такие факты, зафиксированные в деятельности отдельных подразделений Минсельхоза России, могут трактоваться как нарушение законодательства Российской Федерации и должны пройти правовую оценку органами прокуратуры. 

А как непосредственно проходят сами испытания? 

—Для проведения регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов регистрант предоставляет образец вещества, а также сопроводительные документы, в которых указан состав. 

Перед проведением испытаний допущенные организации в лучшем случае проверяют только содержание действующего вещества в предоставленном образце, а наличие остальных компонентов и примесей не смотрят. Но, как показали результаты испытаний, в большом количестве случаев токсичными оказываются именно дополнительные компоненты. 

Для решения данной проблемы, мы считаем, необходимо наделить Россельхознадзор (или их подведомственную организацию) функциями по полной проверке состава пестицидов и агрохимикатов перед проведением регистрационных испытаний. А также обеспечивать сохранение, с заменой по окончании срока годности, образцов на весь срок действия регистрации. Проверенные образцы с отметкой Россельхознадзора следует передавать в допущенные организации для проведения регистрационных испытаний. Также необходима проверка состава не только импортируемых препаратов, но и осуществление проверки образцов из партий, произведенных в России, чего сейчас не происходит. 

Признают ли в России результаты испытаний, проведенные в других странах? 

—В некоторых случаях допущенные организации принимают иностранные отчеты и формируют свое мнение о безопасности пестицидов и агрохимикатов по результатам иностранных исследований воздействия действующих веществ. Однако действующим законодательством четко определено, что все регистрационные испытания должны проводиться строго на территории Российской Федерации. Но, например, ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана и факультет почвоведения МГУ игнорируют это требование, а Минсельхоз России не придает этому факту значения. 

Токсикологи для определения отложенных воздействий пестицида на человека используют отчеты исследований разработчиков действующих веществ. В большинстве случаев разработчиками являются крупные транснациональные западные компании, которые активно сотрудничают с иностранными спецслужбами и занимаются разработкой химического оружия. А для регистрации аналогов достаточно предоставить отчет производителя действующего вещества, в котором указано, что аналог содержит сопоставимое количество и вид примесей. Достоверность этих данных никак не проверяется. 

В свою очередь экологи МГУ свои выводы о воздействии пестицидов и агрохимикатов решили делать на основании иностранных данных по токсичности действующих веществ и математических расчетов. При этом полностью игнорируя опасность воздействия прочих компонентов. 

Именно для обеспечения безопасности граждан и экологии России были внесены в закон нормы о проведении испытаний только на территории Российской Федерации. 

Поэтому необходимо осуществлять полную проверку состава и воздействия предоставленных на регистрацию пестицидов и агрохимикатов для определения их реальной опасности, а не делать выводы на основании документов, предоставленных иностранными конторами. 

Насколько добросовестны допущенные к испытаниям организации? 

—Причиной выхода на российский рынок опасных для людей и природы средств защиты растений зачастую является подделка результатов испытаний. 

По нашим исследованиям, подделка материалов испытаний в основном осуществляется при определении биологической эффективности. На первый взгляд может показаться, что это не так страшно: ну выдали разрешение на применение в дозировке которая не работает, ну в следующий раз не купят препарат. Но это не так. Купят и еще больше купят, так как регистрационные регламенты применения не верны в целом по группам препаратов. И сельхозтоваропроизводители вынуждены увеличивать дозу применения, но только если смогут обойти контроль со стороны Россельхознадзора. А если не смогут, то будут дополнительно применять аналогичные препараты других производителей. Например, некоторые отечественные производители решили схитрить и выпускают абсолютно одинаковые препараты с разным названием. Чтобы сельхозтоваропроизводители могли их внести одновременно и тем самым получить эффективную дозировку не нарушая регламентов применения. 

Это все приводит к тому, что на поля Российской Федерации выливают еще больше пестицидов, но никто не оценивает последствия для человека и окружающей среды от таких внесений. 

Также в наше поле зрения попала связанная с факультетом почвоведения МГУ, через руководителя экспертной группы, коммерческая организация. Данная организация за несколько дней создавала отчеты по исследованиям, которые фактически проводятся больше месяца. 

Данный вопрос также находится в ведении Минсельхоза России и, к сожалению, не контролируется должным образом: деятельность допущенных организаций обстоятельно не проверяется, что становится возможностью для «рисования» любых отчетов без реального проведения испытаний. 

Вы ранее сказали, что не проверяется состав препаратов при регистрации, а какой в итоге состав используют при производстве? 

—Да, производители довольно часто меняют заявляемый при регистрации состав. В большинстве случаев по новым препаратам регистрацию начинают с проектом состава и продолжают его дорабатывать до серийного выпуска продукции. И даже в процессе действия регистрации могут кардинально поменять состав, оставляя неизменным только значение концентрации действующего вещества. 

Смене подлежат не только торговые марки используемых компонентов, но и их объем и даже виды. Также встречаются случаи, когда меняют производителей действующих веществ, а это приводит к появлению в составе неизученных высокотоксичных примесей. По сути, это уже совершенно другой пестицид, по сравнению с тем который заявляли при регистрации и по нему должны проводиться новые испытания по определению опасности для человека и окружающей среды. 

В итоге на полях мы имеем неизученные вещества с неопределенной угрозой для всего живого, с подачи соответствующих чиновников. 

С 1 сентября вступил в силу приказ Минприроды России, в котором указано, что для проведения государственной экологической экспертизы требуется предоставлять заключение Росрыболовства и общественной экологической экспертизы. Как Вы оцениваете это решение? 

—По данному вопросу все необходимые комментарии дали представители Росприроднадзора: заключение общественной экологической экспертизы необходимо только если она была проведена, заключение Росрыболовства должно быть. 

И тут им нечего возразить. Пестициды и агрохимикаты оказывают токсические воздействие на водные организмы. А при применении их части доставляются до водных объектов в результате сноса или вместе с поверхностными и грунтовыми водами. Оценку такому воздействию должны давать специализированные структуры и в данном случае это, конечно, Росрыболовство. 

Данный функционал закреплен за ними законом No 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» еще с 2004 года. 

Возникает только один вопрос: почему Минсельхоз России и Росприроднадзор все эти годы не требовали заключения Росрыболовства и отдавали право принимать решение о безопасности пестицидов и агрохимикатов для водных объектов не специализированному федеральному органу, а непрофильным организациям, которые допущены к данному виду деятельности Минсельхозом России? 

После массовой гибели объектов животного мира из-за применения токсичных пестицидов Росприроднадзор усилил требования к экологической оценке. Какова ваша оценка увеличения затрат для регистрантов и сроков проведения регистрационных испытаний? 

—Обязательное проведение испытаний пестицидов и агрохимикатов на объектах животного мира — это правильная и действенная мера. На данный момент уже удалось выявить случаи токсичного воздействия препаратов, которые ранее считались абсолютно безопасными. Таким образом, Росприроднадзор активно включился в обеспечение безопасности от воздействия пестицидов и агрохимикатов. К сожалению, складывается впечатление, что со стороны профильного министерства отстаиваются только интересы регистрантов. То есть, испытания по воздействию на объекты животного мира излишни и способствуют только дополнительным затратам регистрантов. Но если сделать грубый расчет, исходя из объемов реализации пестицидов и количества существующих регистраций, то получается, что затраты на регистрацию составляют менее 1 % от стоимости пестицидов, а затраты на экологические испытания менее 0,1 %. Что является довольно маленьким значением ради предотвращения экологических катастроф. 

Что касается сроков регистрации, то действительно по некоторым пестицидам требуется проведение полевых испытаний длительность которых составляет 1 год, а для особо опасных 2 года. Но тут следует обратить внимание, что в такие же сроки проводятся испытания по определению биологической эффективности и, если регистрант начнет делать испытания параллельно, то получит результат в один и тот же момент. И увеличения сроков регистрации не будет. 

Нам остается только наблюдать за действиями Минсельхоза России и Росприроднадзора – смотреть кто же одержит верх: коммерческие интересы или защита окружающей среды. 

Есть случаи, когда в ходе экологических испытаний пестицидов выявляется новый фактор их опасности. Что происходит в таком случае? 

—В таком случае разрабатываются дополнительные ограничения применения препаратов. Это может быть и увеличенное расстояние до водных объектов, и запрет применения в определенное время после осадков, и установка защитных ограждений, и установка отпугивающих устройств. Но, к сожалению, это все остается только на бумаге, так как у надзорных органов нет возможности осуществлять контроль выполнения данных ограничений. 

Согласно закону 109-ФЗ контроль за соблюдением установленных экологических требований должен осуществляться в рамках федерального государственного экологического надзора. Но у Росприроднадзора нет информации по фактам применения пестицидов. Одновременно ведомству необходимо иметь свою базу по установленным требованиям к применению пестицидов. В результате остается надеется на сознательность сельхозтоваропроизводителей. 

Также необходимо постоянно проводить мониторинг в местах применения пестицидов с целью определения оказания воздействия на нецелевые объекты и загрязнения почвы и водоемов. Но и эта система контроля действующем законодательством не предусмотрена для всех применяемых пестицидов. 

Но ведь информационная система Рооссельхознадзора «Сатурн» должна содержать информацию о внесении пестицидов. 

—Россельхознадзор наделили полномочиями по контролю за применением пестицидов, но сразу же очень ограничили в полномочиях. Согласно текущим нормам закона они могут только проверять соответствие концентрации действующего вещества при импорте и соблюдение регламентов применения. Контролировать соблюдение экологических ограничений они не могут. Это полномочия Росприроднадзора. Не может Россельхознадзор проверять и состав производимых в России пестицидов. Не может контролировать накопление остатков в почве и водоемах. Не может даже запретить применять пестициды разных производителей в неограниченных количествах. А это приводит к накоплению токсичных веществ в почве и полной неопределенности возможных последствий для людей, экологии и будущего урожая. 

Слушайте, получается какой-то узел проблем… 

—Сто процентов. И не надо пытаться его развязать – уйдет куча времени и сил. Надо просто внести глобальные изменения в основной федеральный закон, наделить единственный профильный федеральный орган исполнительной власти — Россельхознадзор — полномочиями единственного контрольно-надзорного органа в сфере оборота пестицидов и агрохимикатов. 

Только кардинальное изменение действующего законодательства позволит обеспечить главный принцип – БЕЗОПАСНОСТЬ применения пестицидов и агрохимикатов.

    Будьте с нами на связи и получайте самые важные новости!

    Оставьте почту