Нагибин: Кто ответит за отравленную нефтью экосистему Черного моря в Новороссийске?
7 августа в 6 км от берега в районе порта Новороссийск произошла утечка нефти на выносном причальном устройстве Каспийского трубопроводного консорциума. Несмотря на оперативные действия по локализации пятна, «Зелёные» настаивают: виновник аварии должен быть наказан по всей строгости закона, даже если утечка произошла из-за сбоя оборудования.
«Речь безусловно идёт о халатности. Благодаря тому, что процесс аварии был зафиксирован на видео, уже сейчас можно говорить, что подача нефти на ВПУ-1 осуществлялась без танкера у причала. Расследование и опрос свидетеля (автора видео) покажет, как долго происходил излив нефти в море. По мощности оборудования и расходу можно определить объем утечки и на этом основании рассчитать ущерб, нанесённый морской среде, – заявил председатель партии «Зелёные» Андрей Нагибин. – Следователям также предстоит разобраться, почему аварийные задвижки не сработали мгновенно. Конечно, говорить тут о крупномасштабной экологической катастрофе, сравнимой с утечкой нефти в Мексиканском заливе, не стоит, но виновники в любом случае должны быть наказаны, чтобы впредь не повадно было».
«Зелёные» уверены – экологическая политика должна создавать автоматические стимулы для природопользователей к сохранению окружающей среды. Штрафы за экологические катастрофы и накопленный экологический ущерб должны быть выше стоимости ликвидации последствий этих событий.
«Действенным инструментом станет обязательное «экологическое» страхование промышленных объектов и их деятельности от пикового и аварийного загрязнения окружающей среды, а также нанесения непоправимого урона здоровью населения. Для простоты понимания его можно назвать «экологическим ОСАГО», – говорит сопредседатель партии «Зелёные» Сергей Шахматов. – Если случается авария, предприятие платит в специальный фонд, из которого оплачивается ликвидация ЧС и восстановление здоровья населения. Больше аварий – дороже страховка».
Экологи благодарны автору съёмки, который зафиксировал место и источник разлива – это существенно помогает следствию. «Очень признательны также сотрудникам Института космических исследований РАН, которые предоставили актуальные космоснимки района аварии, – продолжает Нагибин. – Спутниковые снимки показали, что истинная площадь загрязнения была занижена в 400 тысяч раз. На фотографии отчетливо можно разглядеть пятно, размер которого, по подсчетам, ученых составляет 80 квадратных километров». При этом размер нефтяного пятна не является показателем объема сброса нефти. Необходимо оперировать четкими данными по мощности оборудования, скорости погрузки танкера и т.д.
Об окончании работ по устранению нефтяного пятна сообщили вечером 7 августа. Остатки топлива тонкой пленкой растекаются по морю и разрушаются волнами.