Российские «Зелёные» предлагают последовательно доказывать необходимость корректировок «углеродного налога»
Сегодня Европейская комиссия должна представить пакет законов в области энергетики и климата, которые окажут существенное влияние не только на индустрии и граждан ЕС, но и на российских производителей во многих секторах экономики. Пакет состоит из 13 законодательных предложений, одни из них новые, другие являются поправками к существующим законам. В обновленном виде Еврокомиссия должна представить, в частности, схему торговли квотами на выбросы ЕС (EU ETS), постановление о землепользовании (LULUCF), директивы по возобновляемым источникам энергии (RED), энергоэффективности (EED), об инфраструктуре альтернативных видов топлива (AFID), о налогообложении энергии, а также поправку к регламенту, устанавливающему нормы выбросов CO2 для легковых автомобилей и грузовиков.
Ожидается, что в числе новых законов Европы будут представлены лесная стратегия ЕС, компенсационный механизм по социальному фонду по борьбе с изменениями климата, регламенты об устойчивом авиационном топливе (ReFuelEU Aviation) и озеленении морского пространства Европы (FuelEU Maritime). Ну и, наконец, самый обсуждаемый в России закон СВАМ, устанавливающий «механизм углеродной корректировки на границе».
Безусловно, для качественной оценки эти нововведения, если все-таки они будут приняты, надо оценивать во взаимосвязи. Однако очевидно, что, приняв курс на углеродную нейтральность, Европа будет действовать, исходя из своего понимания эффективности и справедливости.
«Можно сколько угодно пенять на решения Евросоюза, что они ущемляют интересы российских производителей, но только критикой ограничиваться нельзя. Европа – один из крупнейших внешнеторговых партнеров России. И если мы хотим оставаться в таких отношениях и впредь, мы должны готовиться к таким нововведениям заранее и смягчать «удар», там, где это возможно. А возможности такие были, есть и будут», – уверена руководитель экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития», член Центрального совета партии «Зелёные» Светлана Бик.
Так, надо вводить углеродную отчетность не только крупнейших, но и крупных и средних (впоследствии – всех) компаний. Верификацию этой отчетности надо делать обязательной.
«Сейчас углеродный след верифицируют третьей независимой стороной единицы российских компаний. Разве нам самим не важно знать и иметь подтверждение, какой, к примеру, углеродный след не только у российских компаний, но и у кредитных портфелей банков? Заявления и стратегии устойчивого развития – это хорошо, но расчеты и подтверждение верификатором — это главное. Надо создавать систему национальной верификации углеродных единиц», – считает эксперт.
Эксперты не отрицают, что в новом «Механизме углеродной корректировки на границе» заложено множество противоречий. В первую очередь, это касается выборочности, с которой Евросоюз подходит к определению секторов, попадающий в зону действия нового налога.
Так, CBAM не затрагивает лесной сектор. При этом ЕС активно субсидирует сжигание биомассы, которая, по его мнению, является безуглеродным энергоносителем, что ведет к уничтожению лесов во многих регионах мира. К такому же печальному результату приводит и субсидирование Евросоюзом потребления биотоплива.
Очень важно для России создать новую лесную стратегию и всерьез заняться своими лесами с пониманием их климаторегулирующей функции. Ведь снижать содержание СО2 в атмосфере нужно не только за счет снижения антропогенной эмиссии, но и за счет повышения поглощения СО2 из атмосферы. Мероприятия по восстановлению лесов крайне дороги.
«Еврокомиссия часто высказывает сожаление, что только 12% тепловой энергии в ЕС распределяется через централизованные теплосети. Действительно, эта технология позволяет экономить энергию, а, значит, и сокращать парниковую эмиссию. Но ничего про массовое строительство таких сетей из Брюсселя не слышно. Тоже дорого. Однако Россия несет тяжелое бремя создания и модернизации таких сетей», – говорит эксперт по климатической политике, член Центрального совета партии «Зелёные» Игорь Алабужин.
Кроме того, Россия вкладывает огромные средства в развитие атомной энергетики нового поколения, которая пока – единственный кандидат на звание «энергетики устойчивого развития». Тогда как закрытие европейских проектов «Суперфеникс» и «Астрид» представляется одним самых сильных ударов по перспективам выполнить цели Парижского соглашения, считает Алабужин.
«По логике авторов «углеродного налога на границе» Россия для защиты своей экономики должна ввести аналогичный таможенный сбор с европейских товаров», – с иронией отмечает Алабужин.
Экологическая партия «Зелёные» предлагает вычленить противоречия и перекосы, которые заложены в новом «механизме углеродной корректировки на границе», расставить приоритеты и последовательно доказывать необходимость корректировок. «Делать это надо на основе серьезной доказательной базы с привлечением российских и зарубежных ученых», – подчеркивает Светлана Бик.