В Общественной палате России обсудили плюсы и минусы системы наблюдения за е-голосованием на выборах
В Общественной палате РФ (ОП РФ) прошел круглый стол, в ходе которого технические специалисты, наблюдавшие за федеральным дистанционным электронным голосованием (ДЭГ) на прошедших выборах, поделились своими оценками работы системы наблюдения за е-голосованием.
Сопредседатель Координационного совета при ОП РФ Олег Артамонов, открывая обсуждение, поделился некоторыми базовыми итогами ДЭГ. «Этот год выдался знаковым для федеральной системы дистанционного электронного голосования. – сказал он. – В первую очередь по численным показателям. Мы превысили планку в 1 млн избирателей, проголосовавших дистанционно». Получил развитие и сам институт общественного наблюдения. Во-первых, количественно – в этом году, по словам Артамонова, было более 200 наблюдателей вместо 100. Во-вторых, качественно – активно своих наблюдателей присылали непарламентские партии, профильные кафедры крупных российских вузов, появились в числе наблюдателей и специалисты по электоральному праву и политологии. В этом году, отметил Артамонов, «мы впервые опубликовали и начали применять от имени Общественной палаты России Единый стандарт наблюдения за дистанционным электронным голосованием».
На мероприятие в общественную плату РФ были приглашены сразу два представителя Всероссийской экологической партии «ЗЕЛЁНЫЕ». Член президиума партии Александра Кудзагова и член экспертной группы при координационном центре ОП РФ Никита Рожнов рассказали о предложениях «ЗЕЛЁНЫХ», как повысить прозрачность и доверие людей к дистанционному голосованию. В частности, как заявила Кудзагова, экологи выступают за передачу единых технических средств API всем официально зарегистрированным политическим партиям и кандидатам для онлайн-наблюдения с точностью до участковых избирательных участков. Предложения «ЗЕЛЁНЫХ» были поддержаны участниками круглого стола
Эксперты также обсуждали предложения, как улучшить систему наблюдения. В частности, отмечалась необходимость упрощения программного обеспечения для расшифровки бюллетеней, которое сейчас требует уровня владения криптографией, запредельного даже для членов экспертной группы. Требуется корректировка некоторых норм законодательства, которые разрабатывались для «бумажных участках» и недостаточно определяют статус дистанционного наблюдателя.
Была отмечена необходимость расширения информирования и повышения компетенций граждан относительно ДЭГ, в том числе и снижение входного порога для наблюдателей. Совершенствования, по мнению участников круглого стола, требует организация оперативной работы с поступающими с мест жалобами.
По мнению Александры Кудзаговой, важным результатом круглого стола можно назвать то, что Координационный совет при ОП РФ по общественному контролю за голосованием поддержал создание постоянно действующей экспертной группы по доработке стандартов общественного наблюдения за дистанционным электронным голосованием. Это будет способствовать повышению прозрачности и доверия избирателей к самой процедуре.
«ЗЕЛЁНЫЕ» уже не раз на фактах доказывали, что дистанционное электронное голосование является самым экологичным инструментом волеизъявления граждан. Углеродный след ДЭГ, естественно, не нулевой, но он в десятки раз ниже, чем у традиционных выборов. Поэтому экологизация выборов может повысить уровень экологической информированности и ответственности во всех сферах жизнедеятельности российского общества.