«ЗЕЛЁНЫЕ» требуют 10-процентную квоту на экопродукты
Российский рынок органической продукции находится в самом начале своего развития. По оценкам экспертов, ее доля в структуре продовольствия в России – около 0,1%, и в основном, это импортная продукция. Сегодня, в День вредной еды или, буквально, День мусорной пищи, партия «ЗЕЛЁНЫЕ» предлагает России перейти к органическому сельскому хозяйству, чтобы обеспечить людей вкусными и безопасными продуктами питания.
«Россия с точки зрения развития органического сельского хозяйства находится в выгодном положении. Ведь основная его проблема – в отсутствии подходящих земель. А у нас за последние десятилетия от советского индустриального сельского хозяйства отдохнули больше 10 млн га пашни, которые не заросли молодыми лесами. Их и надо пустить в грамотный севооборот и приоритетно, на специальных условиях выделять под органическое земледелие», – предлагает председатель партии «ЗЕЛЁНЫЕ» Андрей Нагибин. При этом эксперт оговаривается, что сделать это можно будет только при условии государственной стратегии, программы и господдержки.
Стандарты органического сельского хозяйства предъявляют целый набор требований к земле, технологиям, упаковке. Однако в подзаконных актах есть лазейки, которые резко снижают эти требования, считают экологи.
«Запрет на ГМО, клонирование, применение методов генной инженерии, применение ионизирующего излучения и гидропонного метода выращивания растений – да, это чётко прописано в ГОСТах и Федеральном законе «Об органической продукции», – констатирует Нагибин. – А вот дальше в наших нормах появляется множество «но»: «За исключением пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста, гормональных препаратов, которые разрешены к применению», или «применение пищевых добавок, усилителей вкуса, ароматизаторов, ферментных препаратов, аминокислот, предусмотренных действующим в РФ законодательством».
В существующем варианте закона «органической продукцией считается продукция, на 95% состоящая из органического сырья». На остальные 5% могут приходиться ароматизаторы и усилители вкуса. Эксперты призывают отказаться от двойных стандартов. Для успеха российской органической продукции на внутреннем и внешних рынках необходимо гармонизировать национальную систему сертификации органических продуктов с международными стандартами.
Большой проблемой также остается отсутствие рынка сбыта органической продукции. «У большинства людей просто нет в доступе специализированных розничных торговых точек, предлагающих экопродукцию, – говорит заслуженный фермер Российской Федерации Евгений Биличенко. – Решением может стать поддержка предпринимателей, желающих заниматься продажей экопродукцией: путем льготного кредитования, прямого субсидирования, предоставления точек продаж из реестра региональных комитетов имущественных и земельных отношений на условиях социальной аренды».
Андрей Нагибин предлагает и более радикальный вариант. «Введи государство законодательно норму о предоставлении в торговых продовольственных павильонах не менее 10% площади для органической продукции – ритейлеры бы боролись за таких производителей и умоляли их поставить свою продукцию. С 2022 года мы бы уже получили прорыв в этой сфере», – уверен эколог.
«Кроме того, необходимо поддерживать науку и подготовку высококвалифицированных специалистов в сельском хозяйстве, способных решать современные задачи, – говорит Биличенко. – Например, сегодня в России – острый дефицит семян овощей, сертифицированных под экостандарты».
Напомним, с 1 января 2020 года вступил в силу федеральный закон об органической продукции, который определил принципы ее производства в России и стандарты маркировки. Теперь официальный знак в виде зеленого листка присваивается по итогам сертификации, а проводить ее могут лишь аккредитованные центры.